Именно группы, подобные Riverside и Pain Of Salvation заставили меня обратить пристальное внимание на прогрессивный металл, направление в прогрессивном роке, выделяющееся комплексными, тяжелыми структурами, жестким звуком и, как оказалось, потрясающим симфонизмом. То, что я назвал именно эти группы, считаю правильным. Думаю, что в настоящее время коллективы из скандинавских стран (подобно родине Pain Of Salvation, Швеции) и польские коллективы (как Riverside) играют наиболее заметную роль в прогрессивном роке. Чтобы не оставаться голословным назову несколько имен: A.C.T., Anekdoten, Anglagard, Tomas Bodin, The Flower Kings, Kaipa, Opeth только из Швеции и: Abraxas, Collage, Quidam, Satellite из Польши.
Прежде чем они встретились, каждый из музыкантов играл в какой-либо группе. Piotr Grudziсski (Grudzieс) экспериментировал на электрогитаре как лидер-гитарист в металлической группе Unnamed. Mariusz Duda создавал прогрессивные композиции как вокалист, бас-гитарист и клавишник в группе Xanadu. Piotr Kozieradzki (Mittloff) был ударником в группах Hate и Domain, играющих death metal. Jacek Melnicki, звукорежиссер и клавишник, был сессионным музыкантом. Как видите, у большинства музыкантов за плечами была неплохая «металлическая» школа.
Студия Jacek Melnicki оказалась хорошим местом для начала нового музыкального проекта. Grudzieс и Melnicki обсудили вопросы совместного творчества, после чего последний согласился стать клавишником будущего коллектива. Вопрос был в том, где взять бас-гитариста. После прослушивания демонстрационных записей Mariusz Duda именно он и стал басистом группы. Первая репетиция прошла осенью 2001 года. Первый состав был исключительно инструментальным, чуть позже музыканты решили насытить репертуар и лирикой. Mariusz экспериментировал с вокалом, друзья одобрили его эксперименты. Таким образом, группа получила вокалиста.
Кто-то из музыкантов предложил название Riverside («Прибрежная полоса»). Название показалось интересным и прижилось. Группа начала регулярные репетиции. То, что изначально выглядело временным проектом, неожиданно стало постоянным и интересным для всех и резко сократило то время, что музыканты отдавали материнским группам. И в октябре 2002 года группа впервые выставила свое творчество на всеобщее обозрение на двух концертах в Отвоцке и Варшаве. Несмотря на опасения друзей, что концерты не вызовут интереса, аншлаг был полный. Как вспоминал Piotr Grudziсski, все билеты были распроданы, демо-диски разлетелись в момент, не хватало места в раздевалках…
Работа музыкантов вызвала неподдельный интерес слушателей, теплые комментарии музыкальных обозревателей, благодарности. Но разный подход к музыке, увеличивающиеся разногласия сделали психологическую обстановку в коллективе сложной, если не сказать невыносимой. В результате конфликта группу покинул Jacek Melnicki. Первый альбом они заканчивали как трио, стремясь успеть с выпуском к Рождеству 2003 года. В тоже время они не прекращали поиски клавишника и поиски увенчались успехом практически к выходу альбома. Новым клавишником стал Michaі Јapaj, с которым оставшиеся музыканты приступили к репетициям, готовясь к концертным выступлениям.
Первый альбом друзья назвали Out Of Myself, он вышел в начале 2004 года. Альбом содержал часть материала с демо-диска, частью новый материал и великолепную инструментальную композицию Reality Dream в двух частях, меж которых музыканты поместили просто шедевр – композицию Loose Heart. Композиция оказалась настолько отточенной в композиционном отношении, что ее можно переслушивать раз за разом. Многослойные структуры, красивейшие ровные соло на электрогитаре, великолепный проникновенный вокал, временами поднимающийся на невообразимые высоты и ровная, красивая лирика. Альбом представлял собой историю человека, возвращающегося в общество после сильнейшего нервного срыва. Герой входит в общество, как в ту же самую реку и рассчитывает, что на сей раз все с ним будет в порядке. Не хотелось бы проводить аналогии столь красивого в музыкальном плане коллектива, но они просто таки напрашиваются. Это несомненно, Marillion, с его великолепными альбомами 1994 – Brave и 2004 – Marbles. Впрочем, музыканты никогда не скрывали, что Marillion оказал на них существенное влияние. Недаром он числится в первых местах списка их любимых исполнителей, наряду с Pink Floyd, Yes, Genesis, Porcupine Tree, Pain Of Salvation, Devin Townsend, Ozric Tentacles. Как видите, интересы их в плане музыки довольно разносторонни.
Первые живые выступления в поддержку нового альбома прошли в марте 2004 года. Тем временем группа становилась все более известной. На радио звучали композиции нового альбома, отдельные даже занимали высокие места в роковых хит-парадах. А музыканты готовят материал к новому альбому.
И что сказать! Новая работа, альбом Second Life Syndrome, вышедший в 2005 году, несомненно удалась. При многократном прослушивании он мне показался чуть менее сильным, в отличии от первого альбома, но несомненно очень удачным. Стиль, избранный музыкантами в первом альбоме, сохранен в полной мере, удачных находок достаточно, работа очень целостная и красивая. В принципе, его можно назвать одним из лучших прогрессивных альбомов 2005 года. Год был полон хороших работ, но Riverside выделились и здесь. Причем в альбом они вставили третью часть великолепной композиции Reality Dream, что лишний раз доказало концептуальность их творчества и целостность музыкальной основы. Голос вокалиста теплый, красивый, драматически театральный. Влияние Marillion и Pink Floyd по прежнему заметно, но не раздражает. Все-таки от корифеев взято лучшее. Местами вокал Mariusz Duda напоминает рычание раненого зверя, но нельзя не признать, что это только там, где такого рода исполнение уместно. В альбоме несомненно присутствуют элементы металла, но доминирование прогрессивного рока не подвергается сомнению, временами такого рода прогрессив сближает наших героев с их коллегами по цеху прог-рока, соотечественников – Satellite и, возможно, немецкого коллектива Sylvan (особенно с альбомом 2002 - Artificial Paradise). Прослеживается концептуальность, будем считать, что вышли две части трилогии и с нетерпением будем ожидать третьей части.
Что можно сказать, подводя итог вышесказанному… Лучше, чем сказали сами музыканты, не выразить:
«Riverside - способ выразить размышления, мечты и фантазии через музыку. Это - творчество для того, чтобы показать эмоции, побег из серой или противоестественно преувеличенной действительности. Это - музыка, вдохновленная временем, местом, мыслью и словом, вымысел, воображения нас самих и других людей. Это - радость и печаль, шепот и крик».