Группа Marillion была сформирована в городе Aylesbury (Англия) в 1979 году и изначально имела иное название – Silmarillion, от наименования одного из известных произведений английского писателя и филолога Джона Толкиена (J.R.R. Tolkien), автора знаменитейшей трилогии «Властелин колец». «Сильмариллион» представляла собой своего рода библию Средиземья, описывая события до событий, произошедших в трилогии. Изначально участниками коллектива стали гитарист Steve Rothery, басист Doug Irvine, клавишник Brian Jelliman и ударник Mick Pointer, а после записи The Web (инструментального демо), музыканты пригласили вокалиста Fish (урожденный Derek Dick) и басиста Diz Minnitt.
Группа представила свой дебютный альбом Script for a Jester's Tear в 1983 году и в результате напряженной гастрольной деятельности обрела множество верных поклонников. Вместе с новым ударником Ian Mosley (один из основателей Curved Air) коллектив записал новый альбом 1984 - Fugazi который изящным и запутанным, но красивым и необычным звуком пополнил ряды поклонников, а композиции «Assassin» и «Punch and Judy» стали хитам в Британии. Вместе со следующим альбомом, 1985 – Misplaced Childhood, концептуальным альбомом к Marillion пришел действительно большой успех и первые места в чартах. Но тем не менее, в группе произошел раскол: после альбома 1987 – Clutching at Straws и очень удачного концертного альбома 1988 – The Thieving Magpie Фиш покинул группу и начал сольную карьеру. К тому же причиной раскола стали не только творческие разногласия - у него к тому времени были проблемы с употреблением алкоголя и наркотиков.
Первым альбомом эры «после Фиша» стал 1989 – Season's End, написанный музыкантами в соавторстве с поэтами John Helmer и Steve Hogarth, последний и стал вокалистом группы. Следующий альбом 1991 – Holidays in Eden стал более упрощенной версией раннего Marillion и был отвергнут широкой аудиторией, привыкшей к эпатирующему и артистичному Фишу, изображающему из себя клоуна и шута, но с философским складом души. Steve Hogarth был не таким дерзким в исполнении, не таким артистичным, скорее печальным. Творчество этого периода напоминает слабые потуги повторить былой Marillion и если бы не следующий альбом 1994 – Brave, на коллективе, скорее всего можно было поставить крест. Но…
Brave стал результатом 15-тимесячной работы музыкантов, и наверное лучшим альбомом группы (по моему скромному мнению). Концептуальный альбом с сильнейшей лирикой, симфоническим роковым содержанием, множеством мелодических находок. Это великолепный арт-рок без пауз и остановок. Альбом посвящен девочке-беглянке, которую нашли под мостом через реку Темза и насыщен собственными мыслями и переживаниями Steve Hogarth.
Следующий альбом, 1995 – Afraid of Sunlight стал неким водоразделом в истории коллектива. Практически все музыканты занялись сольными проектами: Hogarth – Ice Cream Genius, Rothery – Wishing Tree, Mosley и Trewavas – Iris for Crossing the Desert. Чуть позже Rothery и Hogarth выпустили мягкий альбом 1997 – This Strange Engine. После этого альбома группа отправилась в европейский тур и чуть позже в Северной Америке, который стал самым большим со времен Holidays in Eden. По окончании тура, в 1998 году музыканты вернулись в студию и записали странный, вялый и скучный альбом 1998 – Radiation. В 1999 году последовал Marillion.com, в 2001 – Anoraknophobia. Не очень интересные альбомы. Беда современного Marillion в его неровности. На один великолепный альбом приходятся парочка скучных, такое впечатление, что на них музыканты отдыхают, просто напоминая о своем существовании. Ответственно они подошли к 2004 – Marbles, он очень хорош. Открываясь и закрываясь великолепными композициями The Invisible Man и Neverland и на всем протяжении наполненный сюитой Marbles он красив и концептуален. Hogarth опять показал себя сильным социальным лириком, говоря о проблемах человека, о его одиночестве в толпе.