|
Kayak. 2000 - Close To The Fire |
Отличный альбом датской арт-группы Kayak вышел после огромного перерыва. Точнее даже не перерыва, а расформирования. Последний студийный альбом до представленного Close The Fire (2000) вышел в 1982 году. И вот возвращение. Отцы-основатели группы Ton Scherpenzeel, Pim Koopman и Max Werner вернулись с новым альбомом. Состав включал (помимо них) басиста Bert Veldkamp, гитариста Rob Winter и приглашенного для записи Andy Latimer (лидера Camel)
Альбом начинается с одноименной композиции, симфоничной и мощной. Это отличный рок, красивые клавишные, нежная флейта Annet Visser. Далее идут одна за другой крепко связанные вещи: от спокойной и немного печальной When Hearts Grow Cold до бодрой Crusader и далее от нежной и лиричной Here Today до поп-баллады Just a Matter of Time. Завершается все великолепной, симфоничной работой Ruthless Queen с прекрасным вокалом Max Werneer. Andrew Latimer присутствует на альбоме в композиции Here Today. Что интересно, Ton Scherpenzeel сотрудничал с Camel в их альбоме 1999 - Rajaz.
Вместе с альбомом Crime of the Century (1974) группа Supertramp упрочила свое место в когорте лучших арт-рок групп. После довольно успешных первых двух альбомов выходит очень интересная работа, с мелодическими композициями и с хорошим звуком, хитовость которых показывают такие композиции, как «Bloody Well Right» и «Dreamer». Приятный альбом, слушается как целостная пьеса, хотя концептуальным его назвать сложно. |
|
PFM .1974 - L'isola di niente |
Возможно альбом итальянской прог-группы PFM ( Premiata Forneria Marconi) L’Isola di Niente (1974) и слабее предыдущих Per un Amico (1972) и Photos Of Ghost (1973), но слушается он отлично, великолепный симфонизм музыкантов из Италии, прекрасный вокал Franco Mussida (на родном языке) – вот составляющие успеха. Немного более спокойный, чем ранние произведения он начинается в общем-то довольно бурно, одноименной композицией. Здесь очень интересен контраст между хором в самом начале и жесткой инструментальной игрой в середине. Это напоминает работы King Crimson. На альбоме есть одна композиция на английском языке. И это вторая композиция - Is My Face On Straight, лирику к которой написал английский поэт и музыкант Pete Sinfield, работавший в том числе с King Crimson и Emerson, Lake & Palmer.
Альбом продолжается двумя лирическими композициями и завершается инструментальной. Альбом хорош, но не думаю, что его можно рекомендовать новичкам. Но если вы уже слушали предыдущие произведения PFM – это ваш выбор. |
|
Yes. 1974 - Relayer |
После не принятого критиками альбома Tales From Topographic Oceans (1974) группа Yes выпустила в том же году более интересный альбом Relayer (1974). Точнее он вышел спустя 11 месяцев. Альбом, состоящий из трех композиции, общей длительностью в 40 минут звучал интереснее запутанных «Историй…». Произведение довольно емкое, с чередующимися сложно оркестрованными, симфоничными частями и фрагментами соло на разнообразных инструментах, особенно выделим виртуозную игру гитары Steve Howe и клавишные Patrick Moraz. Лирика тонка и посвящена неким духовным образам. Вокалист Jon Anderson очень хорош, особенно в первой композиции, The Gates Of Delirium. Это вообще (по моему мнению) одна из лучших композций коллектива. Несмотря на обоснованную критику на слишком сложные музыкальные структуры любовь фанатов сделала свое дело – альбом стал одним из самых интересных альбом Yes и одним из наиболее продающихся. |
|
Spring. 1971 - Spring |
Группа из начала британского прогрессивного движения, Spring включала в себя Pat Moran (вокал, меллотрон), Ray Martinez (гитара), Adrian Maloney (бас), Pique Withers (ударные), Kips Brown (клавишные) и Peter Decindis (бас). Музыканты собрались вместе в 1970-м году и после британского тура, где они выступали на разогреве у Velvet Underground, выпустили одноименный альбом Spring в 1971 году и переиздали его в 1992 году. Кстати, ударник группы Pique Withers работал некоторое время вместе с Dire Straits (1978) и Magna Carta (1969).
Коллектив активно использовал в записях меллотрон, три музыканта владели этим инструментом. Все восемь композиций с оригинального альбома (еще три были добавлены позже, в переиздании) мелодичны, наполнены органом и чувственными электрогитарой и 12-струнной гитарой. Забавно, но дополнительные три трека меллотрона не содержат. |
|
Procol Harum. 1968 - Shine On Brightly |
Альбом Shine On Brightly (1968) от Procol Harum, признанный шедевром прогрессивного рока, был выпущен тогда, когда наиболее значимые прогрессивные группы либо не существовали, либо не были столь известны. Исключение может составить только The Moody Blues и, возможно, Pink Floyd, уже выпустившие свой альбом Piper At The Gates Of Dawn (1967). Первая сторона оригинального альбома (есть еще переработанный альбом, в котором добавлено несколько композиций) состоит из пяти коротких композиций. Хорошая обработка, симфонизм, проникновенный вокал Gary Brooker, орган Matthew Fisher, гитара Robin Trower – приятно и легко слушать. А вот со второй стороной еще интереснее. Начинается она короткой композицией Magdalene, а всю оставшуюся часть занимает почти восемнадцатиминутная сюита In Held Twas In I. Вообще-то в то время был принят формат композиций в 3-4 минуты, время композиций необычной длительности еще не наступило. Так сказать, формат композиций Pink Floyd еще не начал победное шествие. Такая длительность стала обычной в первой половине 70х. И уж совсем далеко до длительности композиций The Flower Kings, поразительных 25минутных сюит и альбомов в два с половиной часа. Так вот, эта песня на альбоме Procol Harum хорошо составлена, наполнена разнообразными инструментами и тем, что любят прогрессивщики – симфонизм и красивые инструментальные партии. И не думайте, что прогрессивный рок начался в 1969-м, вместе с In the Court Of The Crimson King от King Crimson. Композиция In Held Twas In I – отличный прогрессив. Альбом обязателен к прослушиванию. |
|
Vangelis. 1975 - Heaven And Hell |
Те, кто привык к поздним работам Vangelis, альбом 1975 - Heaven And Hell покажется тяжелым в прослушивании, темным и громким. Внушительные готические хоры, описывающие страдания проклятых, внушительное количество воплей и криков - все это присутствует на альбоме. И даже при этом альбом является блестящей работой, с великолепными аранжировками и симфоническим звуком, типичным для Вангелиса. Фактически это своего рода рок-опера, написанная для телевизионного сериала Cosmos в соавторстве с Jon Anderson (ex- Yes) и Английским камерным хором. В работе кроме самого Вангелиса, записавшего все инструментальные партии, приняла участие греческая вокалистка Vana Veroutis. Впрочем сам музыкант за свою карьеру написал много музыки для кино и телевидения. Он, можно сказать, поднял жанр саундтрека на необычную высоту. |
|
Pavlov’s Dog. 1974 - Pampered Menial |
Группа Pavlov's Dog была организована в 1972 году в Сент-Луисе (США; St. Louis, USA) на руинах коллектива High on a Small Hill с вокалистом David Surkamp, который помимо прочего работал в фол-роковой группе Touch как вокалист и гитарист. К нему присоединились гитарист Steve Scorfina, клавишник David Hamilton, Doug Rayburn (меллотрон и флейта), басист Rick Stockton, ударник Mike Safron и мастер по струнным инструментам Siegfried Carver (урожденный Doug Rayburn, отвечал за струнное сопровождение: скрипка, альт). Такое сочетание гитары, меллотрона, флейты напоминало звук King Crimson, но Pavlov’s Dog были более прямолинейны, их композиции не стали столь сложными и извилистыми как у Фриппа и компании. Pampered Menial (1974) – первый альбом коллектива, в то время музыкантов продюссировали Murray Krugman и Sandy Pearlman, они же работали с Blue Oyster Cult. Все музыкальные конструкции были написаны вокалистом David Surkamp. Не думаю, что альбом можно отнести к цельным прогрессивным произведениям, видимо влияние, оказанное продюсерами, оказалось слишком сильным, ведь Blue Oyster Cult не были коллективом, исполняющим прогрессивный рок. Но великолепный мелодизм у музыкантов не отнять. Альбом начинается с очень красивой Julia, и продолжается отлично аранжированными и впечатляющими композициями, в которых органично сплелись гитара, клавишные, скрипка и флейта. С точки зрения мелодизма, альбом – настоящий бриллиант. Использование скрипки в подобном формате коротких композиций практиковал чуть позже Eddie Jobson и в составе Jethro Tull и в составе U.K. (правда более активно). Потрясающе звучит скрипка в Episode. Сложно выбрать из альбома самую красивую вещь – все они невероятно хороши. Даже необычно высокий тембр вокалиста не рздражает. Наверное самая прогрессивная композиция на альбоме - Preludin, она по хорошему напоминает фолк-роковые вещи Jethro Tull. Но она слишком короткая. |
|
Captain Beefheart. 1967 - Safe As Milk |
Captain Beefheart (урожденный Don Vliet, родился в 15 января 1941 года в Калифорнии, США) наряду с Frank Zappa явился одними из самых необычных музыкантов в истории рока (и любимым музыкантом Ian Anderson ( Jethro Tull)). Обладающий голосовым диапазоном в 4 с половиной октавы он использовал в своем творчестве ритмы, вызывающие идиосинкразию, лирику, кажущуюся абсурдной, смесь джаза, блюза, классической музыки, рок-н-ролла. Сформировав свой коллектив, The Magic Band, в 1965 году, первый альбом Safe As Milk он выпустил в 1967 году на звукозаписывающей компании Buddah. В то время группц составляли гитаристы Alex St. Clair, Ry Cooder и Antennae Jimmy Semens (урожденный Jeff Cotton), басист Jerry Handley и ударник Drumbo ( John French). Помимо них сессионно отработали на альбоме Milt Holland, Sam Hoffman, Taj Mahal. Первый альбом Капитана в основном исполнен в блюз-роковой манере стиля поздних 60-х. Акцент сделан на гитару Ry Cooder и вибрирующий необычный вокал Влиета. И хотя альбом коммерческий, он показал несомненную креативность и многосторонность музыкантов. Комбинируя блюз и рок с другими факторами, подобными странной лирике, необычным звуковым эффектам, манипулируя звучанием, они создали необычный и интересный альбом, который надо прослушать несколько раз, чтобы им проникнуться. |
|
Sylvan. 2004 - X-rayed |
Сразу три альбома отличной немецкой прог-группы Sylvan: 1999 - Deliverance, 2000 - Encounters и 2004 - X-rayed. Если первые два можно назвать вехами на пути прогрессива, от простого рока до нео-прогрессива, то третий из них (и четвертый в студийной дискографии) - отличный прогрессивный альбом. Четверку я поставил ему лишь для того, чтобы отделить от альбома 2002 - Artificial Paradise, который считаю настоящим бриллиантом нео-прогрессива. X-rayed лишь немногим проще в музыке, чем предшественник, но столь же хорош в лирике. |
|
Mahavishnu Orchestra. 1973 - Birds of Fire |
Созданная великолепным джазовым гитаристом Джоном Маклафлиным ( John McLaughlin), группа Mahavishnu Orchestra соединила в своем творчестве джаз и рок. Оригинальный состав были: сам McLaughlin (гитара), Jerry Goodman (скрипка), Jan Hammer (клавишные), Rick Laird (бас), Billy Cobham (ударные). В раннем периоде своего существования музыканты выпустили три альбома, лучшим из которых стал представленный в 1973 году Birds of Fire. Фактически потрясающе сложный, насыщенный соло на различных инструментах: электрогитары, ударных, баса и скрипки, альбом довольно сложен в прослушивании. Впрочем, произведения подобного рода, уходящие корнями в виртуозный джаз и фьюжн, всегда сложны для понимания. Сольные произведения самого Маклафлина проще и мелодичнее, в том числе совместные с Al DiMeola и Paco De Lucia, а также с Jean-Luc Ponty. |
|
| |
|
|
|